Внимание! Компания Plantronics / Poly прекратила поставки в Россию. Рекомендуемая замена - профессиональные гарнитуры и системы конференций VoiceXpert

Телефонные гарнитуры: от call-центра до мобильного телефона

Белых А.И., менеджер компании СвязьКомплект

Панфилов С.А., зам.директора департамента корпоративных систем связи группы компаний «ИМАГ»

Традиционными пользователями телефонных гарнитур сегодня являются сотрудники call-центров, и представить себе работу подобных служб без гарнитур практически невозможно. Вместе с тем эти устройства постепенно начинают применяться в других видах деятельности, связанных с телефонными переговорами. Гарнитуры встречаются практически везде: у секретарей в приемных, на столах руководителей любого уровня, в автомобилях, в диспетчерских залах, у пользователей мобильных телефонов.


Применение гарнитур

Телефонные гарнитуры (или головные телефоны, headset) существовали на протяжении всего периода развития телефона.Основной задачей этих устройств было освободить руки оператора на телефонной станции с ручной коммутацией, и до некоторого момента гарнитуры не отличались особым удобством. В 60-х годах XX века началось массовое производство гарнитур для коммерческой эксплуатации, и к сегодняшнему дню эти первоначально несложные изделия развились до уровня высокотехнологичных устройств, отвечающих самым высоким требованиям потребителей. Различные конструктивные и технологические особенности гарнитур сделали их удобным инструментом общения и значительно повысили комфортность телефонных разговоров.

Основным преимуществом применения гарнитуры, без сомнения, являются свободные руки оператора во время разговора. Пользователь гарнитуры может оперативно отвечать на телефонные звонки, не прерывая своей основной деятельности. Это достаточно серьезный аргумент в пользу применения подобных устройств, и многие компании используют гарнитуры для повышения эффективности работы своих сотрудников, обеспечивающих, например, удаленное взаимодействие с клиентами.

Во всем мире потенциальными пользователями гарнитур являются более 1,8 млрд человек. Самая малочисленная категория таких пользователей — операторы call-центров, однако гарнитуры используют почти все представители этой группы (примерно 95%). В десятки раз больше людей работает в офисах, но на сегодняшний день гарнитуры применяют только 9% персонала. Вместе с тем в данной сфере наблюдается определенный прогресс: в 1997 г. это число составляло всего 5%. Самыми перспективными категориями потребителей данных устройств являются пользователи компьютеров и мобильных телефонов, причем среди абонентов мобильной связи гарнитуру использует почти каждый пятый.


Конструктивные особенности

Тип крепления

Один из традиционных элементов гарнитур — оголовье, представляющее собой дугу из упругого материала для фиксации гарнитуры на голове пользователя. Как правило, оголовье имеет регулировку для индивидуальной настройки положения наушников. Такое крепление обеспечивает наиболее стабильное и ком- комфортное ношение гарнитуры, необходимое для работы в течение длительного периода.

Некоторые гарнитуры вместо оголовья оснащены крючком-фиксатором, позволяющим закреплять гарнитуру за ушную раковину. Такие модели обеспечивают возможность быстро надеть или снять гарнитуру при необходимости. Крючок-фиксатор разрабатывается с учетом эргономических норм, а гарнитура для подобного способа ношения должна быть тщательно сбалансирована.

Производители выпускают также гарнитуры-трансформеры, включающие два сменных крепления — крючок и оголовье.

Акустические компоненты

Как и в телефонной трубке, в конструкции гарнитуры предусмотрены микрофон и динамик (выполненный в форме наушника).

Различные модели могут быть оснащены одним или двумя наушниками. Гарнитуры с одним наушником удобны, когда оператору по роду деятельности приходится общаться с кем-то помимо телефонных абонентов, не снимая гарнитуры. Два наушника позволяют исключить мешающие оператору внешние звуки, обеспечивая возможность работы в помещениях со значительным уровнем шума.

Гарнитура с одним наушником и микрофоном с шумоподавлением

Гарнитура с одним наушником
и микрофоном
с шумоподавлением.

Микрофон в гарнитуре чаще всего располагается перед лицом на подвижном держателе. По конструкции микрофоны делятся на обыкновенные и специальные, оснащенные системой шумоподавления. Система шумоподавления улучшает качество речи, устраняя значительную часть внешних шумов; для повышения качества речи гарнитуры могут дополнительно оснащаться аппаратурой усиления сигнала.

В некоторых гарнитурах конструкторы применяют нетрадиционное решение, размещая микрофон в корпусе наушника. Для обеспечения четкой передачи голоса такие гарнитуры снабжаются миниатюрными прозрачными трубками — звуководами, которые позволяют повысить надежность всей конструкции благодаря отсутствию проводов, испытывающих механические нагрузки при регулировке положения держателя микрофона. Кроме того, гарнитуры со звуководами отличаются от моделей с другими типами микрофона нейтральным дизайном, не привлекающим к себе внимание и потому особенно подходящим для использования в офисах и других учреждениях.

Смягчающие элементы

Гарнитура  со звуководом

Гарнитура
со звуководом.

Основное требование к гарнитуре — удобство ношения, поэтому в большинстве гарнитур наушники закрываются смягчающими подушечками, выполненными в зависимости от конструкции из пористой резины, поролона или кожи. Безусловно, качество этих материалов напрямую влияет на комфортность ношения гарнитуры. В профессиональных гарнитурах, предназначенных для интенсивного использования, предусматривается регулярная замена смягчающих элементов, и производители, как правило, поставляют сменные части дополнительно.


Медицинский аспект применения гарнитур

С ростом числа пользователей телефонной техники стали более заметными негативные воздействия стандартных телефонных аппаратов на здоровье человека. Многие люди во время разговора по телефону прижимают трубку головой к плечу, чтобы освободить руки. В результате неудобного положения головы в шейной области нарушается кровообращение и возникают нагрузки в позвоночнике, негативно влияющие на нервную систему человека.

Кроме того, врачи выявили, что значительное число людей, часто ведущих телефонные переговоры, страдают постоянными или периодическими головными болями. Причиной оказалось отсутствие в стандартных телефонных аппаратах защиты от повышенных фоновых и пиковых акустических нагрузок, которые вызывают повышенную утомляемость и могут привести к головной боли. Опасность подобных воздействий достаточно велика, и в США даже были зарегистрированы несколько случаев травм и потерь трудоспособности, вызванных использованием телефонов со стандартной трубкой. Врачи утверждают, что телефонная гарнитура позволяет полностью устранить описанные выше опасные для здоровья факторы использования стационарных телефонов. Проведя подробные исследования, эксперты нескольких медицинских центров (в том числе университета графства Суррей в Великобритании и Калифорнийского медицинского центра) настоятельно рекомендовали использовать гарнитуры при продолжительных телефонных переговорах и определили максимально допустимые уровни акустической нагрузки на человека, которыми стали руководствоваться все производители гарнитур.

Разумеется, помимо устранения негативного влияния на здоровье и повышения эффективности труда, неоспоримым достоинством современных гарнитур является обеспечиваемое ими ощущение комфорта при телефонном разговоре, чему способствуют такие конструктивные особенности этих устройств, как малый вес, эргономическая конструкция, удобные элементы смягчения и др.


Технологические особенности и подключение

Специальные технологические решения, реализуемые в гарнитурах и оборудовании для их подключения, позволяют значительно улучшить передачу и восприятие голоса.

Технологии

Различные системы коррекции на основе аналоговых или цифровых технологий устраняют искажения звукового сигнала и помехи, вызванные низким качеством аппаратуры или передающих линий.Системы частотного контроля и тоновой окраски сигнала позволяют компенсировать потери и искажения, возникающие при передаче звукового сигнала по аналоговым каналам связи на большие расстояния. Почти во всех гарнитурах предусмотрена защита от превышения безопасного уровня громкости, а также от импульсных помех, возникающих в телефонной линии.

В гарнитурах для цифровых систем связи часто используются встроенные схемы на основе цифровых сигнальных процессоров (DSP), обеспечивающие высокоскоростную оцифровку и сжатие аудиосигнала.

Подключение

Некоторые производители телефонов выпускают аппараты со специальными разъемами для подключения гарнитур. Производители гарнитур выпускают разнообразные переходники для подключения своих моделей к аппаратуре с разъемами разных типов — например, к коммутаторам МРУ и М-60, операторским консолям Meridian, а также телефонной технике Siemens, в которой используются разъемы Lemo.

Адаптер для подключения телефонной гарнитуры

Адаптер для подключения телефонной гарнитуры.

Для подключения гарнитур к телефонному аппарату, не имеющему специального разъема, используется дополнительное оборудование — адаптер телефонной гарнитуры, включаемый в цепь между телефонной трубкой и самим аппаратом. При такой схеме подключения поддерживается выполнение всех функций телефона и сохраняется возможность пользоваться телефонной трубкой. В дополнение к стандартным функциям телефонного аппарата адаптер обеспечивает пользователю возможность самостоятельно корректировать громкость и тембр звука, а также при необходимости отключать микрофон гарнитуры.


Разновидности гарнитур

В зависимости от области применения гарнитур требования к ним могут быть самыми различными. Так, основное внимание при разработке гарнитур для call-центров уделяется комфорту и эргономике конструкции, а также системам частотной и амплитудной коррекции сигнала. Гарнитуры для офиса отличаются миниатюрностью и стильным дизайном. Мультимедийные гарнитуры, наоборот, обычно обладают большими размерами и обеспечивают стереофоническое звучание (предназначаются для воспроизведения музыкальных файлов и т.п.). Гарнитуры для компьютерной телефонии характеризуются повышенными требованиями к чистоте звука и нередко оснащаются встроенными электронными системами. Как уже говорилось выше, наиболее широко сегодня используются гарнитуры для мобильной связи, отличающиеся в первую очередь миниатюрными размерами, небольшим весом и удобством ношения.


Беспроводная связь

Наибольший интерес на сегодняшний день вызывает использование гарнитур в системах подвижной радиосвязи и беспроводной телефонии.

Развитие технологий цифровой радиосвязи позволило создать совершенно новый тип устройств — беспроводные гарнитуры. Для работы в помещении чаще всего применяются гарнитуры, использующие стандарт DECT. Эта технология обеспечивает достаточно большую дальность связи (до 100 м) и поддерживает работу гарнитур практически с любым стандартным телефонным оборудованием.

Bluetooth

Гарнитура, использующая Bluetooth.

Разработка технологии Bluetooth открыла новые возможности в области персональной радиосвязи. Радиус действия устройств, поддерживающих протокол Bluetooth, определяется техническими возможностями самого протокола и не превышает 10м, однако применение гарнитур на базе этой технологии весьма перспективно. Универсальный протокол связи позволяет использовать одну и ту же гарнитуру с самыми разными абонентскими устройствами — мобильными телефонами, системами IP-телефонии и мультимедиа, а также любой портативной техникой, поддерживающей Bluetooth. Беспроводные гарнитуры удобны, миниатюрны, обладают небольшим весом и гарантируют высокое качество связи, что позволяет прогнозировать их активное применение в будущем.

Производители

Разработкой и производством гарнитур занимаются многие компании, специализирующиеся на изготовлении гарнитур различного назначения.

Производители гарнитур отличаются по номенклатуре выпускаемых устройств. Некоторые фирмы имеют узкую специализацию, другие совмещают производство большинства типов гарнитур для самых разных сфер применения (см. таблицу). У крупных производителей телефонного оборудования, например мобильных телефонов, производством гарнитур занимаются самостоятельные подразделения, но, как правило, их продукция узко специализирована.



Заключение

Гарнитуры пока не получили массового распространения в нашей стране, и так же, как и во всем мире, самыми активными пользователями этих устройств остаются сотрудники call-центров и владельцы сотовых телефонов. Однако количество гарнитур, используемых в офисах, год от года увеличивается, и все больше людей задумывается о комфорте и безопасности телефонной связи. Можно ожидать, что через некоторое время гарнитуры получат такое же распространение, как системы голосовой почты в офисах, мобильные телефоны или электронные записные книжки.


«Технологии и средства связи» (№ 4, 2003 г.)

PLANTRO.ru
Золоторожский вал, д.34 стр.6, офис 7 111033 Москва
+7 495 640–09–57 info@plantro.ru от 500 руб до 99 000 руб Plantro